При помощи глобальной Авантюры разберем статью . В общем-то сей фельетон представляет собой классический наброс вида "смешались в кучу кони, люди". Несколько умалчиваний, несколько передергиваний и вуаля, понеслось.
Благодарю всех комрадов поучаствоваших в разборе, отдельная благодарность Брянскому Партизану за компиляцию постов. Итак, сам разбор.
В начале 1990-х гг. две мощных державы в разных регионах мира переживали тяжелые времена. В России инфляция в 1992 г. достигла 2600%, ВВП за несколько лет сократился более чем на треть, миллионы людей потеряли привычную работу. В Бразилии инфляция в 1992 г. составила 1150%, а в 1993-м — 2500%; социальное недовольство становилось все более серьезным. Обе страны провели реформы, в конечном счете обуздавшие инфляцию и обеспечившие экономический рост. Обе во второй половине 1990-х ощутили как увлеченность, так и разочарование инвесторов. Обе с огромными надеждами вступили в новое тысячелетие.
Однако тут их пути разошлись. Казалось, Россия и Бразилия сделали акцент на разных частях лозунга «Ordem e progresso», украшающего знамя великой латиноамериканской страны. Владимир Путин поставил на ordem, тогда как Фернанду Энрике Кардозу и Луис Инасиу Лула да Силва — на progresso. Прошло 10 лет, и теперь можно подвести некоторые итоги.
Россия сделала ставку на постепенное огосударствление энергетического сектора, тогда как Бразилия, напротив, отказалась от монополии государственной компании Petrobras, допустив появление 50 новых нефтегазовых фирм. В итоге Россия, по данным Госкомстата, добыла в 2009 г. на 7,4% нефти меньше, чем в 1990-м, а Бразилия — в 3,1 раза больше (Statistical Review of World Energy 2009, BP; источники полностью см. на www.vedomosti.ru). При этом бразильцы поняли, что им не выжить без иностранных инвестиций и вложений в новые технологии. Результат очевиден: разведанные запасы нефти выросли в России в 1990-2007 гг. на 36%, в Бразилии — в 4,5 раза; к тому же бразильцы за 10 лет увеличили глубину бурения на шельфе Атлантики с 1400 до 7000 м, а «Газпром», не имея необходимых технологий, как вороватый кот на сметану смотрит на темные воды Баренцева моря, где на 300-метровой глубине находится гигантское Штокмановское газовое месторождение.
Абсолютно клоунское сравнение мощной индустрии с более чем столетней историей - российская нефтянка с пигмеями из бразилии =)
Вот это финт ушами, аж дух забирает. Первое - Россия не делала ставку на огосударствление сектора, он был государственным. И сейчас из семи крупнейших нефтяных компаний, 6 находится в частных руках. С какого перепуга сравнивают Россию и СССР? В 1990 году был еще СССР.
Не интересовались сколько в номинальном выражение добывал СССР и Бразилия в 1990 ом году? Естественно Бразилия за счет эффекта низкой базы смогла кратно увеличить свою добычу. А написавшие сие специально играют со статистикой для оправдания своих тезисов.
Привлекли Бразильцы иностранные инвестиции, молодцы. Можно спросить, а сколько компаний теперь принадлежат Бразильцам, а сколько дядям из за океана?
Про разведанные запасы, тот же самый эффект низкой базы. России в наследство от СССР достались такие объемы разведанных запасов, которые ставили нас на первое место в мире по этим самым запасам, и то мы этот объем увеличили на 36%. А что в Бразилии 1990 года было разведано? Естественно для них легко увеличить разведанные запасы в несколько раз. Было разведана одна лужа в 90-х, сейчас разведали еще две лужи - вот тебе и рост в три раза.
Про глубину бурения до 7000 метров это вообще к чему? Собираетесь качать оттуда нефть? У нас на Кольском полуострове есть рукотворная скважина, самая глубокая скважина в мире ~ 12000 и че?
Что со Штокманом им не нравится мне не понятно. Живу тут рядышком, пока все по плану. В связи с кризисом сдвинули срок ввода в эксплуатацию на год, вроде все.
С какой базы Бразилия увеличила добычу? С нуля?
Добыча нефти (Бразилия) 2,28 млн баррелей в день в 2007 году. И это в огромной стране! У нас в четыре раз больше и это притом, что:
а) все самые вкусные месторождения уже выкачали в предыдущие годы б) ужасный климат в) по эффективной территории Бразилия больше России, а следовательно геологоразведку и бурение там вести легче г) у Бразилии шельф в теплых морях, а у нас в льдинах д) население Бразилии выше (192 572 039) и готово работать за гроши
Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:
(млн. км 2) 1. Бразилия - 8,1 2. США - 7,9 3. Австралия - 7,7 4. Китай - 6,0 5. Россия - 5,5
Про Газпром ключевые слова: шельф Атлантики, Баренцево море, большие расстояния, перепроизводство мощностей СПГ и перенасыщение газового рынка в европе.
Но Бразилия не только поднялась за 2000-е гг. с 18-го на 15-е место в мировом списке производителей нефти; она стала вторым в мире производителем биодизеля и крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива. К августу 2009 г. 94% всех производимых в стране автомобилей имели двигатели, приспособленные к работе на нем. Кроме того, ставка была сделана на индустриализацию экономики на основе высоких технологий. В 1994 г. Россия и Бразилия производили почти равное количество автомобилей — 1,03 млн и 1,13 млн; в 2009-м — 722 000 и 3,18 млн штук соответственно.
Слава богу что у нас хватила ума не стать вторым в мире идиотом, который занялся производством биотоплива. насколько я знаю авторынок в России больше чем в Бразилии, зачем же им столько автомобилей производить? Гонят на экспорт. Кто нибудь знает Бразильские автомарки? Вывод отверточная сборка известных моделей, для США и иже с ними, читай Китай местячкового разлива. Это конечно неплохо, но и орать на основание этого смотрите какой производственный рост - глупо.
В 1996-1997 гг. мы были сопоставимы в производстве гражданских самолетов: 5-8 — в России и 4-10 штук в год — в Бразилии; в 2009-м в России было собрано 14 машин, в Бразилии — 244. Сегодня Бразилия удовлетворяет 81% потребности в промышленном оборудовании за счет собственного производства, тогда как Россия — менее 40%. Сырьевые товары и продукция первичной переработки составили в 2009 г. 62,8% российского экспорта и 40,5% — бразильского. Но это еще далеко не все.
О как, если смотреть по ВПК то Бразилия окажется в полной жопе, потому смотреть военную продукцию мы не будем, рассмотрим там где у России похуже - гражданская авиация. Похуже не спорю, но все таки может быть и военный сектор учтем?
Бразилия всегда считалась страной социальных противоречий, а Россия — относительного равенства, обеспечиваемого государством. Но сейчас при полуторакратном превосходстве в душевом ВВП по паритету покупательной способности (в 2009 г. $15 200 — в России и $10 200 — в Бразилии) минимальная зарплата составляет у нас 4300 руб., или $148, а в Бразилии — 510 реалов, или $280. Повышение этого индикатора считается в Бразилии важнейшим показателем успехов борьбы с теневым сектором и одним из главных рычагов технологической модернизации. Зато подоходный налог в России — 13%, в Бразилии — 27,5%. При сопоставимом ВВП миллиардеров в Бразилии — 17, а в России — 62.
Очередное передергивание и притаскивание за уши, сразу вопрос почему смотрим по МРОТу? Почему не по среднему, что вообще то логичнее. Просто по среднему в России з/п выходит почти в два раза выше чем в Бразилии, а это авторам не надо, не того они добиваются.
В отличие от российских властей политики Бразилии понимают: отсталость не преодолеть без образования и науки. По программе ProUni выходцы из бедных семей могут получить образование в престижных федеральных и частных университетах (в 2005 г. эта программа охватила 112 300 студентов, а в 2009 г. — 247 600). Наконец, Бразилия давно тратит на научные исследования более 1% ВВП (Россия — 0,38%) и планирует довести этот уровень до 2%. Налоговые послабления технологическим отраслям, принятые в 1990-е гг., привели к росту телекоммуникационной и компьютерной индустрии на 10-13% ежегодно; в отличие от России в Бразилии почти 10 лет работает электронное правительство, а в 2002 г. страна первой в мире провела полностью компьютеризированные выборы, результаты которых были обработаны в течение двух часов.
Опять тоже самое, сколько у нас в наследство от СССР досталось ВУЗов, и сколько их было в стране победившего кофе и футбола. То же по бюджетным местам. В Бразилии вообще не было высшего бесплатного образования, а в России даже в 98 году можно было на бюджет поступить.
И кстати фигня и с IT рынком. На скорую руку нашел вот такой график IT рынка в России от IDC Analytics
Красным отмечен рынок в целом. Как видно IT-рынок в России даже в самые худшие годы рос минимум на 18%, а в среднем примерно на 22%. И еще одно наблюдение, в России уже достаточно IT-брэндов мирового масштаба, тот же Касперский и ABBYY, а где же чудо программы из Бразилии? Автор статьи вскользь упоминает что IT-рынок Бразили рос на 10-13% и читатель должен самостоятельно поразиться, и даже не задавать вопросов про ничтожно растущий рынок России. Ага, щаз...
Когда в России начинаешь говорить о не слишком впечатляющей модернизации, то часто отвечают: Россия не Китай. Да, Китаем она не была и не будет. Но в начале 1990-х она была похожа на Бразилию, чего сегодня, увы, не скажешь. Бразилия стала крупнейшим в своем регионе экспортером промышленной продукции, а Россия в своем — ее крупнейшим покупателем. Бразилия прошла через четыре свободных избирательных кампании и готовится к пятой, а в России сложно даже предположить, как и кем будет избран ее следующий лидер. Десять лет назад политики России выбрали порядок, а политики Бразилии — прогресс. Сегодня прогресс в Бразилии очевиден, а порядок в России — не очень. По «индексу честности», ежегодно рассчитываемому Transparency International, Бразилия находится в середине списка из 180 стран, а Россия делит 147-150-е места с Бангладеш, Кенией и Сирией. Бывший бразильский президент, всемирно известный социолог Кардозу, когда-то не раз говорил: «Brasil é uma Rússia tropical». Кто бы ни пришел на смену нынешнему президенту Луле да Силве, он не рискнет так уничижительно высказаться о собственной стране.
И вот еще от одного комрада обзором.
Пользование этанолом и связанная с ним инфраструктура для автомобилей была создана еще военным режимом из соображений энергетической безопасности, а никакими не инновациями. Это сравнительное преимущество просто было грамотно использовано и развито во время высоких цен на нефть, когда этанол вдруг стал выгодным.
Иностранные компании выбрали Бразилию в качестве базы для сборки автомобилей из-за заниженного курса реала в тяжелые годы и дешевой рабочей силы в те годы. Многих переманили из Аргентины во время ее длинного и мучительного кризиса 1998-2002.
Месторождения нефти просто нашли, никакой особенно дружелюбной политикой по отношению к иностранным инвесторам это не объясняется. Цитату об этом я уже дал выше.
Вся энергетическая политика/стратегия замкнута на одну компанию petrobras, даже смешно ее сравнивать с множеством компаний, конкурирующих в России.
Успех Embraer, конечно, впечатляет, но это особый случай, скорее исключение.
Экспорт в основном сельскохозяйственный, завязан на Китай. По открытости экономики (экспорт+импорт)/ВВП Россия даст Бразилии фору.
По росту использования новых мобильных телефонов интернета в 2000-е наверняка Россия намного впереди.
В экономике госдолг все еще большой, в банковском секторе огромные спреды, достаточно посмотреть, по каким ставкам бразильцы могут брать в долг. Около четверти всех кредитов в экономике директивные, по субсидируемым ставкам. Как и в России, доминируют госбанки.
Коррупционных скандалов полно, в 2007 завершилось разбирательство истории, когда высокопоставленные люди из администрации Лулы проплачивали политикам в публичном доме ежемесячно принятие нужных законодательных актов (mensalao), тогда думали самого Лулу заденет.
Есть там интересные вещи (таргетирование инфляции, управление госдолгом, развитие финансового рынка, особенно деривативов,создание довольно эффективной системы отбора инфраструктурных проектов итд).
Корить Россию за низкие налоговые ставки на индивидуальные доходы диковато, потому что этот опыт другие страны копировали,ему завидуют.
Высокая минимальная заработная плата ведет не к уменьшению черного рынка, а к уходу в тень.
В образовании соревноваться с Бразилией просто смешно
Короче, в этой статье я не увидел ничего серьезного,и обсуждать ее бессмысленно. Я ее как шутку записал, которая еще более откровенная, чем статья Гуриева и Цывинского про обочину. В той не было никакой экономики, одни эмоции. В этой же просто все с ног на голову перевернуто, поэтому я и написал, что авторы двух других авторов "легко переплюнули"
как я сказал, недовольство вызвано не интересными цифрами или анализом, а просто настроение такое у народа. нет смысла никого переубеждать
ДОП олигархов-то не в 2000-е сделали, а до этого. Это рост экономики привел к тому, что они так разбогатели. Кого же за это ругать? Котировки акций выросли благодаря быстрому росту, вот и все, что произошло. Или авторы хотели перераспределить эти активы? Так бы и сказали Чуть со стула я не упал от этого "обвинения"
ВВП ППС России и Бразилии на душу населения
Рекомендую подробнее на эту тему прочитать тут: http://kar-barabas.livejournal.com/310302.html
Бразилия в Южной Америке, как Германия в Европе - вокруг страны с менее развитой промышленностью, у России же с одной стороны ЕС, с другой Китай,Япония и т.д. - конкуренция в плане экспорта промышленных товаров не сопоставима в принципе.
Ну и в дополнение, уже про сами Ведомости.
Главная задача газеты «Ведомости» — предоставление читателям максимально оперативной, подробной и объективной информации. Над этим работают более 100 журналистов газеты из Москвы и регионов России при поддержке всемирной корреспондентской сети Financial Times и The Wall Street Journal, которые ежедневно информируют читателя о важнейших экономических, финансовых, корпоративных и политических событиях, предлагая анализ и прогнозы развития ситуации.
0#6RE: Ordem vs. Progresso - Россия vs. Бразилия —
нортвинд10.01.2011 21:31
Цитирую Брянский Партизан:
>бразильцы за 10 лет увеличили глубину бурения на шельфе Атлантики с 1400 до 7000 м, а «Газпром», не имея необходимых технологий, как вороватый кот на сметану смотрит на темные воды Баренцева моря, где на 300-метровой глубине находится гигантское Штокмановское газовое месторождение.
Так у Петробраса их тоже нет. Им помогли ШЕЛЛ, Экссон Мобил и Бритиш Газ. В случае со штокманом - нам поможет Тоталь. Не надо сравнивать Аталантику со Штокманом. Штокман гораздо сложнее с технической точки зрения. И про 7 км это вы загнулииии. Не надо путать нефтяные компании (Шелл, Шеврон, Петробрас), которые являются операторами, с сервисными компаниями, которые не посредственно бурят. Сейчас только СТАТОЙЛ сам бурит, остальные платят Трансоушену, БэйкерХьюзу и другим, чтоб те дырку просверлили. Так, что утверждения про успехи Бразильцев в буренни в корне не верны. Ибо сами они НИЧЕГО не бурят. Ну нет уних технологий ультраглубоководного бурения!
0#4Бразилия и Россия - сравнение экономичесских показателей —
Гость10.01.2011 18:53
Да, население Бразилии, судя по всему будет продолжать расти и как же его прокормить - при нынешних темпах разрушения экологии - только за счет ГМО, добаьте растущее ухудшение экологии, увеличение диоксиновой составляющей - да это будет страна мутантов (точнее дегенератов).
0#3Бразилия и Россия - сравнение экономичесских показателей —
Гость10.01.2011 18:47
Конечно, статья передернута - но факт остается фактом Бразилия, судя по всему обгоняет Россию по экономическому развитию, если еще не обогнала. Население под 200 миллионов, причем доля людей моложе 18 лет очень велика, т.е., в то время как Россия стареет, Бразилия наоборот приобретает трудоспособное население. И меня лично шокировала вот эта подробность: Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:
(млн. км 2) 1. Бразилия - 8,1 2. США - 7,9 3. Австралия - 7,7 4. Китай - 6,0 5. Россия - 5,5 Это значит, что у нас России ни эффективной территории, ни трудоспособного населения - и в перспективе нет перспектив роста экономики!
+2#2RE: Ordem vs. Progresso - Россия vs. Бразилия —
Гость25.03.2010 06:39
на авантюре породолжают пинать этот бред: >>>Но Бразилия не только поднялась за 2000-е гг. с 18-го на 15-е место в мировом списке производителей нефти; > в 2009-м в России было собрано 14 самолетов, в Бразилии — 244. >минимальная зарплата составляет у нас 4300 руб., или $148, а в Бразилии — 510 реалов, или $280. >бразильцы за 10 лет увеличили глубину бурения на шельфе Атлантики с 1400 до 7000 м, а «Газпром», не имея необходимых технологий, как вороватый кот на сметану смотрит на темные воды Баренцева моря, где на 300-метровой глубине находится гигантское Штокмановское газовое месторождение.
Статейка в ВЕДОМОСТЯХ очень смешная.АНАЛикика так и прет...... Пока разобрался только с авиацией.Кукурузники от ЭМБАЕР повеселили(особенно,когда в деньгах посчитаешь...). Удачи Ведомостям! Правильный путь к желтизне!!!
Комментарии
Так у Петробраса их тоже нет. Им помогли ШЕЛЛ, Экссон Мобил и Бритиш Газ. В случае со штокманом - нам поможет Тоталь. Не надо сравнивать Аталантику со Штокманом. Штокман гораздо сложнее с технической точки зрения. И про 7 км это вы загнулииии. Не надо путать нефтяные компании (Шелл, Шеврон, Петробрас), которые являются операторами, с сервисными компаниями, которые не посредственно бурят. Сейчас только СТАТОЙЛ сам бурит, остальные платят Трансоушену, БэйкерХьюзу и другим, чтоб те дырку просверлили. Так, что утверждения про успехи Бразильцев в буренни в корне не верны. Ибо сами они НИЧЕГО не бурят. Ну нет уних технологий ультраглубоково дного бурения!
По чему конкретуно судя?
по населению - у бразалии не было 90х, мы еще наверстаем.
по территории - смешно просто, не ту мы страну выбрали для себя.
Ну и вспомнить недавние бои в рио, так бразилия вообще впереди планеты всей
Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:
(млн. км 2)
1. Бразилия - 8,1
2. США - 7,9
3. Австралия - 7,7
4. Китай - 6,0
5. Россия - 5,5
Это значит, что у нас России ни эффективной территории, ни трудоспособного населения - и в перспективе нет перспектив роста экономики!
>>>Но Бразилия не только поднялась за 2000-е гг. с 18-го на 15-е место в мировом списке производителей нефти;
> в 2009-м в России было собрано 14 самолетов, в Бразилии — 244.
>минимальная зарплата составляет у нас 4300 руб., или $148, а в Бразилии — 510 реалов, или $280.
>бразильцы за 10 лет увеличили глубину бурения на шельфе Атлантики с 1400 до 7000 м, а «Газпром», не имея необходимых технологий, как вороватый кот на сметану смотрит на темные воды Баренцева моря, где на 300-метровой глубине находится гигантское Штокмановское газовое месторождение.
RSS лента комментариев этой записи