Главная

У вас есть аккаунт?..

Войти
Yandex.Metrix
Враг модернизации (Иноземцев В.) PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
11.04.2010 11:12

Враг модернизации

Сегодня объектом нашего внимание стала статья Владислава Иноземцева в Ведомостях. Статья называется "Modernizatsya.ru: Враг модернизации" и в ней Иноземцев "чехвостит" Газпром изо всех своих сил. В тексте разбора мы приводим значительные выдержки из статьи, но вот их содержание оставляет желать лучшего. За разбор благодарим нашего читателя Green_Simbir, он пожелал сохранить анонимность, благодарим и задаем вопросы в камментах.


 

Сегодня стало модно говорить о том, что у модернизации есть свои «прорабы» и свои противники. Последних, правда, редко называют по именам и названиям — но, думаю, наступает время более откровенных суждений. И если не затрагивать персоналии, то обнаружить компанию, символизирующую оплот «демодернизации», можно без труда.

 

Это, разумеется, «Газпром» . Мы не будем говорить о его роли в российской политике, его связях с премьер-министром и функциях, которые он выполняет в России. Достаточно сказать, что «Газпром» — единственная крупная энергокомпания стран BRIC, умудрившаяся со времени основания не повысить добычи своего основного ресурса. Напротив, с 1993 по 2009 г. добыча упала с 559,3 млрд до 461,4 млрд куб. м, или на 17,5% (Petrobras нарастила добычу в 3,6 раза с 1993 по 2009 г., PetroChina увеличила ее в 2,5 ра¬за за 2000-2009 гг., а «отстающая» индийская ONGC — на 18% за 2001-2009 гг.). Добавим, что добыча газа в Узбекистане за постсоветский период выросла в 1,5 раза, а в Казахстане — в 5,8 раза. При этом заметное сокращение добычи происходило у «Газпрома» на фоне многочисленных сделок по приобретению новых добывающих активов.

 

Смотрим первый пас руками: сравниваем добычу 1993 года и 2009 года, и умалчиваем о динамике. – 17.5% за 17 лет! Ужас. Но, смотрим 2003 – добыча 540 млрд., 2008 год – 549,7 млрд. В сравнении с 1993 падение – 1.7% Ужас? По мне так, колебания рынка. Почему добыча в 2009 году обвалилась на «остальные» 16%, думаю, напоминать не надо? (Источник)

Теперь второй пас руками: о «Газпроме» говорим в абсолютных величинах, а о прочих компаниях в относительных. Впечатляюще! А теперь попробуем посмотреть в абсолютных величинах добычу газа у оглашенных компаний.

Petrobras – 9 млрд куб. м (2006), к 2011 планируют увеличить до 26.5 млрд. (Источник)

PetroChina – 59.5 млрд куб.м (2009) (Источник)

ONGC – 3 млрд куб.м (2009) (Источник)

Стоит ли сравнивать затраты на наращивание добычи газа этими компаниями? И петь дифирамбы их эффективности?

 

«Газпрому» удалось противостоять всем новым тенденциям (а точнее, не обратить на них внимания), проявившимся в последние 20 лет в газовой отрасли. Он не смог за эти годы разработать ни одного месторождения на шельфе, не смог запустить производства сжиженного природного газа, на который в 2008 г. пришлось 27% глобального газового экспорта (завод в рамках проекта «Сахалин-2» построен японцами и американцами и затем куплен «Газпромом»), не заметил начала разработки сланцевого газа, который уже обеспечивает 12% добычи в США, продается на американском рынке по цене $100-120 за 1000 куб. м и к 2025 г. может превратить в крупного экспортера газа... Польшу. Все это кажется российским газовикам несущественным, руководство «Газпромэкспорта» неоднократно и прямо называло прогнозы о том, что разработка сланцевого газа сделает США нетто-экспортером газа, «нереалистичными».

 

Г-н Иноземцев не вовремя написал этот абзац. Буквально через несколько дней после публикации статьи в «Ведомостях» его поправило... Министерство Энергетики США:

Подразделение Министерства энергетики США, ответственное за статистику, обнаружило фундаментальные проблемы в методике подсчета добычи газа, сообщает The Wall Street Journal. Результатом стало завышение данных по производству сырья. В прошлом году США впервые с 2002 года опередили Россию по общему объему добываемого газа. По данным Министерства энергетики США, добыча голубого топлива только с января по октябрь 2009 года увеличилась на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2008 года, до 519 млрд куб. м. В основном рост произошел за счет сланцевого газа. Обеспокоенность Министерства энергетика США понятна, в добыче образовался своеобразный мыльный пузырь, говорит ведущий специалист энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов. Рост добычи оказался не таким сильным, как казался. «Дело в том, что добычей сланцевого газа в стране занимается множество мелких компаний, которые совсем недавно появились.» Добыча сланцевого газа действительно растет очень быстро. Но у ее технологии есть своя специфика. Чтобы поддерживать производство, нужны крупные инвестиции, больше чем для поддержания добычи газа из традиционных источников. Многие компании этого не учитывали. Та же Chesapeake Energy сейчас вся в долгах, говорит г-н Иванов. (Источник)

Боюсь, не быть Польше лидером.

 

Вместо этого «Газпром» предпочитает традиционные долгосрочные контракты и неуклюжую систему экспорта по трубопроводам, которые становятся неправдоподобно дорогими. В итоге в I квартале 2010 г. его газ стоил в Европе в 3,1-3,3 раза дороже, чем доставляемый танкерами из Катара, а поставки в дальнее зарубежье снизились в 2009 г. на 23,9%. Недавние решения германских судов, запретившие привязывать цены на газ для конечных потребителей к ценам на нефть, могут нанести серьезный удар по стратегии «Газпрома» на европейском рынке.

 

«Неуклюжую систему» долгосрочных контрактов «Газпрому» в своё время навязали сами же европейцы в 70х. Для них система 20-летних поставок – залог того, что российский газ будет поставляться бесперебойно, вне зависимости от ситуации с пиратством у берегов Сомали. Сейчас, каждый раз, когда спотовые цены в Европе хоть немного опускаются ниже контрактных – начинаются разговоры о «неуместности» контрактов. Но они по мановению волшебной палочки стихают, когда спотовые цены поднимаются выше контрактных.

Решение же немецких судов наносят удар не по «Газпрому», а по распределяющим коммунальным газовым компаниям. Которые, «как это по-русски»: наваривают нехилые бабки на конечных потребителях. Из личного опыта скажу, что в 2008 году наш ценник за газ в немецкой квартире (3 комнаты, газовое отопление) подскочил с 50 евро в месяц до 100 евро. Напомню, газ для Европы от «Газпрома» серьёзно подорожал только к I кв 2009.

 

Сегодня активно обсуждается вероятность того, что Штокмановское месторождение, ввод которого в действие в очередной раз отложен (теперь — до 2017 г.), может вообще не быть запущено вследствие излишне высокой себестоимости добываемого газа. Заметим также, что любимые гиперпроекты путинской эпохи — «Северный поток» и «Южный поток» — могли бы окупиться через 15-20 лет лишь в случае, если бы европейцы продолжали покупать у российской компании газ в объемах и по ценам 2009 г. Перспектива эта, увы, сегодня далека от очевидной.

 

Про Штокман могут сколько угодно «активно обсуждать вероятность» - это не единственное месторождение в мире, разработку которого «активно обсуждают». Заинтересованность европейских стран в российском газе никуда не денешь. И тот же «Северный поток» тому подтверждение. Уже нашлись покупатели для половины транспортируемого по трубе газа. Об этом сообщил исполнительный директор консорциума проекта Маттиас Варниг в интервью немецкому изданию Euro.

По его словам, с потребителями в Германии, Дании, Франции и Великобритании заключены контракты на поставку более чем 21 млрд куб. м газа в год. 25 млрд. куб. м – это как раз размер первой очереди «Северного потока», который начинают прокладывать на следующей неделе. Г-н Иноземцев может быть не знает, что даже 15-20 лет (без обсуждения верны ли эти оценки) – это нормальный срок для окупаемости крупных проектов крупных корпораций.

 

Модернизация только тогда может называться таковой, если ведет к повышению эффективности и сокращению издержек. В 2000 г. удельные расходы по добыче газа в расчете на баррель нефтяного эквивалента составляли у «Газпрома» $3,8, а в 2008-м — $14,8, увеличившись в 3,9 раза (в большинстве европейских нефтегазовых ком¬паний они выросли за этот период не более чем на 60%, а у Petro¬China — на 33%). При этом у «Лукойла» по итогам 2009 г. они составили $3,56, снизившись за год на 14%.

 

Этот абзац очень сложно комментировать по нескольким причинам. Первое, нефтегазовые компании редко называют реальные удельные расходы. И в основном оценки делаются экспертами. Т.е. по большому счёту поставить сюда можно любые цифры.

Второе, сложно оценивать сами расходы, т.к. в разных случаях разные условия операционных расходов компаний, и не всегда они напрямую зависят от самих компаний. Данные по «Газпрому» даны только до 2008 году. А если учесть, что расходы «Газпрома» в основном рублёвые, то после 40% девальвации в 2009 году легко предположить что в долларовом эквиваленте они падают процентов на 20% за тот год. Что и продемонстрировано на примере «Лукойла». Ну, и так далее. Одним словом, здесь цифры – «гадание на кофейной гуще».

 

«Газпром» — чемпион по непроизводительному использованию денег: в 2003-2008 гг. на покупку новых активов, в том числе непрофильных, шло вдвое больше средств, чем на инвестиции в разведку и добычу газа. В результате начало добычи на Бованенковском и Харасавэйском месторождениях перенесено с 2009 на 2011 г. Зато все больше денег вкладывается в строительство трубопроводов — причем за счет наращивания долгов. По состоянию на 30 сентября 2009 г. долг ОАО «Газпром» достиг 1,76 трлн руб. ($58 млрд), или 57% годовой выручки (соответствующий показатель по итогам 2009 г. составил у Total 14,8%, у RoyalDutchShell — 12,6%, у British Petroleum — 10,9%).

 

Если быть точным, то вот что пишут в отчёте «Газпрома» на 30.09.2010:

Чистая сумма долга (определяемая как краткосрочные займы и текущая часть обязательств по долгосрочным займам, краткосрочные векселя к уплате, долгосрочные займы, долгосрочные векселя к уплате и реструктурированные налоговые обязательства за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также денежных средств и их эквивалентов с ограничением по использованию в соответствии с условиями некоторых займов и других договорных обязательств) возросла на 450 745 млн. руб., или на 44%, с 1 018 346 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2008 г. до 1 469 091 млн. руб. по состоянию на 30 сентября 2009 г. Причины увеличения значения данного показателя заключаются, в основном, в привлечении новых долгосрочных займов.

Годовая выручка за 2008: 3 518 960 млн. руб. Итого у меня получилась доля: 41,7%

Я не могу знать, откуда данные по зарубежным компаниям брал г-н Иноземцев, и какие именно позиции он сравнивал, получая такие мизерные значения. Возьмём, к примеру, данные Financial Times (ft.com). Я понимаю, что там эти данные готовят тоже журналисты и они их точно так же, как и в российском филиале (газете «Ведомости») могут путать. Но зато там они стандартизированы. И сравниваем годовую выручку от операций и общий долг на конец 2009.

ВР (Cash flow) $27.7 млрд, (Total Debt) - $34,6 млрд.  - Доля: 125%!
Royal Dutch Shell (Cash flow) $21.5 млрд, (Total Debt) - $35,03  - Доля: 163%!
Total SA (Cash flow) E12.3 млрд, (Total Debt) – E26.4 млрд.  - Доля: 215%!
PetroChina CNY268 млрд, CNY388,5 млрд,  - Доля: 145%!
Gazprom OAO (Cash Flow) RUR1,02 трлн, (Total Debt) – RUR1,37 трлн.  - Доля: 134%!

Ну? И где глобальный отрыв западных компаний в эффективности собственного кредитования? Да и китайцы там же.

 

«Газпром» паразитирует на советском наследии даже в большей степени, чем страна в целом, пользуясь своим монопольным положением, уникальным даже для современной России. Только в газовой отрасли существует тотальная экспортная монополия, и только цены на газ повысились на внутреннем рынке с 2000 по 2010 г. в 8,25 раза.

 

Инфляция за тот же период составила 324%. Кстати, это к вопросу о том, насколько повышение внутренних тарифов влияет на инфляцию. А среднедушевые доходы населения увеличились с 2281,8 руб. в 2000 до 16440 руб. (в феврале 2010) – в 7.2 раза. На фоне этих цифр увеличение в 8.25 раз уже не видеться катастрофическим. Но! Г-н Иноземцев не говорит, для кого на внутреннем рынке такое повышение. К примеру, сетевой газ для потребителей за это время по данным ГосКомСтата повысился на 427%, газ сжиженный для населения – 377%. Допускаю, что речь идёт о каком-то конкретном сегменте внутреннего потребления. Но автор статьи не удосужился его озвучить, увы, для того чтобы можно было проверить его цифру.

Одним словом, г-н Иноземцев как всегда сыплет цифрами, стараясь особо их не уточнять, откуда он их взял и к чему они относятся.


Еще раз спасибо Green_Simbir за качественный разбор статьи!

( 13 Оценки )


Обновлено 11.04.2010 12:36
 

Комментарии  

 
0 #26 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 09.05.2010 10:15
Всех с парздником 9 Мая!!!!!!!!!!!!
Цитировать
 
 
0 #25 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Administrator 09.05.2010 08:01
Петр, еще раз спасибо за квалифицированн ую дискуссию, которую Вы инициировали. Именно на подобное, профессионально е и вежливое обсуждение и нацелен наш ресурс, - разобраться в анализируемой области!
Green_Simbir, Вы внесете в разбор правки в соответствии с замечаниями Петра, или мне отредактировать ?
Цитировать
 
 
0 #24 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 22:11
Петр спасибо за ответ. Честно говоря не ожидал, что сработает..... Хотя я несколько не о том. Прочитал инфу, так все читснеько красиво.Но одно меня там привлекло, например фразы типа Selected financial data, etc. Правительства разных стран, где Shell представлена как оператор, говорят о разного рода манипуляциях Shell со своими активами, с их оценками запасов углеводородов, находящихся под контролем компании. Так что наверное наивно полагать, что сайт Shell выложет все как оно есть. Вы правы, споры действительно не нужны.....
Повторюсь, я вижу, что Вы профессионал, если не возражаете у меня есть пара вопросов.. в рамках ликбеза.... :lol:
Цитировать
 
 
0 #23 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 19:23
Для Нортвинд

http://www.annualreportandform20f.shell.com/2009/servicepages/downloads/files/reports_independent_auditors_shell_20f_09.pdf

цитирую дословно "Independent auditors’ report"

Чтобы избежать дальнейших ненужных споров: "The Auditor's report is a formal opinion, or disclaimer thereof, issued by either an internal auditor or an independent external auditor as a result of an internal or external audit or evaluation performed on a legal entity or subdivision thereof (called an “auditee”). The report is subsequently provided to a “user” (such as an individual, a group of persons, a company, a government, or even the general public, among others) as an assurance service in order for the user to make decisions based on the results of the audit."

Также заранее соглашусь, что бывают отчеты аудиторов не для публики (due diligence report, taxation policy и т.д.), однако сути моего комментария, на который вы ссылаетесь, это не меняет
Цитировать
 
 
0 #22 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 18:56
И все-таки, green-simbir, почитал я Вашу ссылку, полезную надо отметить, в некоторых моментах спорную. Так вот,даже в этой статье опять я вижу ссылки на данные трехлетней давности. И все одно: IEA, BLOOMBERG и тд. Поэтому я и говорю, никто, никакая компания свежак не выложет и открытые прензентации на сайтах IOC's мало чем помогут в анализе их деятельности.

Да,Петр, Вы утверждаете,что аудиторские отчеты открыты для общего пользования. В этой связи, помогите достать, подчеркиваю аудиторский отчет, 2009 года по например Shell. Хотя бы его перыую страницу :roll: :roll:
Цитировать
 
 
0 #21 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 11:45
За ссылочку Green_Simbir спасибо. Был не прав, погоречился.....
Цитировать
 
 
0 #20 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 04:45
"Так у Роснефти это - "затраты на извлечение, затраты по сбору, подготовке, переработке и хранению нефти и газа на месторождениях и затраты на доставку нефти и газа до магистрального трубопровода". Но туда не включают "долю расходов, относящуюся к межсегментным операциям, в основном связанным с операционной арендой ряда нефтегазовых объектов"."

Все правильно, они и не могут включит, т.к. операционный лизинг, в отличии от финансового, не может быть включен в себестоимость и относится к операционным издержкам.

Какое себестоимости определение не давай, она себестоимостью и останется.
Цитировать
 
 
0 #19 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 04:38
"А вот тут меня берут сомнения. Если "нефтресервисные " компании российские, а у ГазПрома и Роснефти, да и у Лукойла (надо проверить) - это дочерние структуры, то смысла номинировать контракты в $ никакого. Особенно на фоне укрепления рубля и большой инфляции до середины 2008 г."

Не знаю как у Газпрома, у Роснефти выделено отдельное подразделение - РН-Бурение, смысл номинировать конракты в долларах - закупка оборудования, материалов и прочее и прочее, чего у нас не производят или достать сложно.

Лукойл свое подразделение продал Джапаридзе, а тот на базе этого актива создал БКЕ.
Цитировать
 
 
0 #18 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 08.05.2010 04:26
"Петр соазу видно что вы человек близкий к. Однако давал ли вам кто нибудь factbook текущего года,или черновик будущего? Есть у меня друг из "Мобильника" говорю дай свежую статистику со свежими данными не дает. Так что я Вам советую не очень показывать свой профессионализм . А то так и до доведения конфиденциавльн ой информации до публики не далеко. Ведь аудиторские отчеты органичены в распространении n'est pas?"

Ограничены кем и кому? :o
http://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/
http://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/analystcoverage/
http://lukoil.ru/static_6_5id_248_.html
http://lukoil.ru/static_6_5id_2133_.html
http://gazprom.ru/investors/reports/2009/
Цитировать
 
 
0 #17 RE: Враг модернизации (Иноземцев В.)Гость 07.05.2010 22:43
Цитирую Петр:
2. В 2009 г. 40% девальвации не было, курс доллара по кварталам:

Тут всё верно. Моя вина - слишком неточно донёс свою мысль, о том что разница среднего курса 2008 и 2009 спокойно давала падение себестоимости в $ выражении в пределах 15-25%. 40% - это было пиковое изменение курса в годовом выражении.
Цитирую Петр:
3. Контракты на обслуживание скважин, бурение, разведку и т.д. у нефтесервисных компаний деноминированы в долларах, валютный риск нивелируется

А вот тут меня берут сомнения. Если "нефтресервисные " компании российские, а у ГазПрома и Роснефти, да и у Лукойла (надо проверить) - это дочерние структуры, то смысла номинировать контракты в $ никакого. Особенно на фоне укрепления рубля и большой инфляции до середины 2008 г.

Замечание по EBITDA-чистый долг принимаю. Завтра на свежую голову проверю.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Пожалуйста, будьте уважительны и сдержаны в комментариях, соблюдайте Российское законодательство.
Спам, флуд, реклама - будут безжалостно удаляться.


Защитный код
Обновить